ninquenaro
А в небе надо мной все та же звезда. Не было другой и не будет. ©
О функции целителей и лекарей на этой игре.
Итак, если еще остался кто-то, не охваченный "очевидным", то:
- целители и лекари на игре не несут Свет. Никому. Пытаясь нести свет, они рискуют начать нести чушь;
- целители и лекари на игре не облагораживают последствия глобального Искажения: желающие исцелять орков да займутся этим на другой игре.
- исцелить всю боль мира целители и лекари тоже не пытаются. Им будет, мягко говоря, некогда.
Целители и лекари на игре ЛЕЧАТ. В меру своих возможностей и способностей.


I. Терминология
На данной игре для обозначения профессиональной принадлежности могут быть использованы два основных термина: лекарь и целитель.
Целитель обозначает персонажа, способного лечить как медикаментозно, так и с применением «воздействия сил фэа». Лекарь лечит без применения каких-либо нематериальных возможностей. Никаких других различий между лекарем и целителем нет.
Эльда может быть как целителем, так и лекарем. Человек может быть только лекарем, в силу того, что люди в рамках мира не способны на немедикаментозные воздействия.
В общем случае в данных правилах используется термин «целитель».

Что может лекарь? Теоретически – все, что выполнимо при помощи лекарственных средств и прочих сугубо материальных методов. Практически – то из указанного, что позволяет его квалификация.
Что может целитель? Теоретически - все то же самое, что и лекарь, и немного больше. Или намного больше. Дар позволяет поставить сложный диагноз, неразличимый по одним только внешним признакам; усилием воли погрузить пациента в сон, дабы его боль, страх и неосторожные движения не мешали лечению; направить на исцеление раненого силы его собственного организма; в редких случаях – удержать умирающего на краю или вывести обезумевшего из его безумия. Все это можно назвать «немедикаментозными методами лечения», но о них речь пойдет отдельно.
как лекари, так и целители, могут иметь достаточно узкую специализацию - например, полевой хирург, токсиколог, акушерка; или работать в основном в рамках какого-то одного метода, возможно, не самого тривиального - например, специализироваться на литотерапии или ароматерапии, или быть плетельщиком снов.

Из неочевидного:
Лекарь может заниматься охотой и военным делом без ограничений. Более того, в большинстве случаев опытный воин или охотник обладает некоторыми медицинскими навыками и знаниями.
Целитель в общем случае охотой и военным делом не занимается, не столько потому, что вообще не может, сколько потому, что прекрасно знает о пагубности этого занятия для целительского дара. Однако он может быть обучен владению оружием; если игрок на роли целителя желает быть полностью боевым, ему надлежит обратиться к мастерам, чтобы обсудить, чем именно ему грозит участие в боевых взаимодействиях и почему. Пагубными для целительского дара могут быть и другие обстоятельства, в том числе плен, затяжная ненависть и т.д.
В ходе игры отношения целителя с его даром могут изменяться вплоть до полной потери, быстрого развития или радикального изменения оного. Если вы предполагаете для своего персонажа нечто подобное - обсудите это заранее с мастерами. Если мастер или игротехник сообщает вам нечто, касающееся ваших отношений с вашим даром - к нему стоит прислушаться.
Потеря или отсутствие способности исцелять силой фэар не означает потерю или отсутствие знаний.
Наличие потенциала к исцелению силой фэар не означает, что вы знаете, как это нужно делать.


II. Общие положения.
1. Раненый, желающий выжить, полностью подчиняется целителю.
2. Если раненый выжить не хочет, то он имеет полное право этого не делать.
3. Если у раненого есть какие-то основания не доверять этому конкретному целителю или целителям вообще, он может это делать на свой страх и риск, но в таком случае никто не гарантирует ему выживания.
4. Раненые, ориентируйтесь на здравый смысл. Если рана серьезна, у целителя до вас руки по каким-то причинам не дошли, а выжить очень хочется – поищите кого-нибудь, кто может оказать первую помощь и позвать целителя. Если же никого поблизости нет, а характер ранения не позволяет перевязать себя самостоятельно... значит, вам не повезло. (Время, за которое изменяется степень тяжести ранения, указано в данных правилах и правилах по боевке).
5. Первую помощь может оказать практически любой персонаж, хотя и с разной результативностью. Оказывать первую помощь себе самому не возбраняется. Раненый, лежащий без сознания, а равно тяжелораненый (даже если он в сознании) не может оказать первую помощь ни себе, ни товарищу.
6. Если целитель никак не отыграл обезболивание сложной раны (минимум – фраза-маркер, например, «боль сейчас покинет тебя»), раненый имеет полное право кричать или потерять сознание от болевого шока.
7. Целители на игре имеют разные возможности. Возможности каждого целителя обсуждаются с мастерами в индивидуальном порядке.
8. Целительство на игре состоит из исцеления с помощью лекарственных средств (доступно всем целителям и лекарям) и воздействия силой фэа (доступно целителям из эльдар и майар).
9. В качестве игровых лекарственных средств ни в коем случае нельзя использовать реальные лекарства, включая косметические кремы (за исключением детского крема и/или вазелина) и всяческие драже.

Господа раненые, напоминаю, что вам следует проинформировать целителя о характере вашего ранения. Самый простой вариант – сказать или показать, куда ранен; в крайнем случае при осмотре целителем раненый – даже находящийся в бессознательном состоянии – может застонать или вскрикнуть при прикосновении к раненой конечности (например, фраза-маркер – «осторожнее!», «больно же!» и т.п.)

Господа целители, помните о том, что у ваших «пациентов» могут быть аллергии по жизни, в том числе достаточно нетривиальные. Прежде, чем давать лекарство раненому, следует озвучить его ингредиенты, чтобы в случае непереносимости каких-либо элементов снадобья тот мог отказаться от его применения по жизни.
Вне зависимости от того, насколько велики ваши способности, относитесь внимательно к пациентам и к характеру ранений/болезней. Учитывайте рекомендации по лечению различных видов ранений, травм и болезней.


III. О ранах и травмах.
Ранения на игре подразделяются на легкие, средние и тяжелые, травмы - аналогично. Раны персонажи получают в бою/драке, травмы – в быту, от природных катаклизмов и прочего.

Легкие ранения
Один удар по ноге или руке. Персонаж с трудом пользуется пораженной конечностью (хромает, не может фехтовать раненой рукой и т.д.), однако в состоянии самостоятельно оказать себе помощь, самостоятельно передвигаться, и при необходимости может продолжать бой.

Легкая травма
Попадание некрупного камня, падение с высоты своего роста (в смысле – стоял и упал), удар ветки, ожог первой степени. Персонаж хромает, испытывает легкое головокружение, не может пользоваться или с трудом пользуется поврежденной конечностью.

Лечение легкого ранения требует перевязки и получаса покоя, в течение которого поврежденная область не должна подвергаться существенным нагрузкам. Если это требование не соблюдено (скажем, раненый пытается что-то нести раненой рукой), то рана требует повторной перевязки (свежим бинтом), отсчет времени выздоровления начинается заново.
Если характер ранения это позволяет, раненый может сделать себе перевязку самостоятельно, без помощи целителя, однако, полчаса покоя обязательны и в этом случае.

Среднее ранение
Два удара по конечности, один удар по корпусу, либо попадание по конечности горящей стрелой. Персонаж с трудом передвигается, не атакует, слабо отбивается от нападающих. Оказать себе первую помощь в состоянии, но ценой большого усилия.

Средняя травма
Попадание нескольких некрупных камней, падение с высоты около метра (какая-то поверхность, яма такой глубины, ветка дерева), ушиб, возможно – перелом кости конечности без смещений, ожог второй степени или обширный – первой.
Персонаж с трудом передвигается, если повреждена нога – только с посторонней помощью, не пользуется поврежденной конечностью вовсе; симптоматика сотрясения мозга средней тяжести (головокружение, возможна тошнота, возможно «потемнение в глазах»)

Лечение ранения/травмы средней тяжести
требует не только перевязки, но и применения каких-либо дополнительных средств, возможно как физических (мази, отвары, пр.) так и (при должных возможностях целителя) нефизических. Время покоя – 40-45 мин. Возможно, что при ранении в корпус и/или переломе, а также при ожогах потребуется не одна перевязка.
Перевязку при крайней необходимости персонаж способен сделать себе самостоятельно, однако, эта перевязка не приводит к излечению, а лишь препятствует ухудшению состояния раненого. Полное (без последствий) выздоровление без вмешательства целителя невозможно.

Тяжелое ранение
Два средних ранения, среднее плюс легкое, либо попадание горящей стрелой в корпус. Персонаж смирно лежит на травке, в бою не участвует (максимум - наносит последний удар и падает), ходить не может, тихо стонет или зовет на помощь. Может отползти или откатиться с места боя, оказать помощь себе, или кому-либо еще неспособен. Лежащий без сознания персонаж отвечает на вопрос целителя, жив ли он.

Тяжелая травма
Две травмы средней тяжести, средняя + легкая. Попадание крупных камней, падение в пропасть глубиной 2 и более метра, ожоги третьей степени или обширные второй. По состоянию – не может ходить, в лучшем случае зовет на помощь, отыгрывает тяжелое сотрясение мозга. На вопрос целителя, жив ли персонаж, игрок может ответить.
При многократных ранениях в корпус, множественных травмах, обширных ожогах раненый находится в бессознательном состоянии все или практически все время. передвигаться не может.

Лечение тяжелого ранения/травмы: без оказания первой помощи (перевязки) раненый не может передвигаться, не может оказать себе помощь, может истечь кровью. Перевязка, сделанная любым персонажем, не позволяет раненому умереть от ран, но и не приводит к улучшению его состояния. Выздоровление или улучшение состояния раненого без участия целителя невозможно;во многих случаях рекомендовано лечение силой фэа. При оказании помощи через полчаса тяжелое ранение переходит в легкое. Полное выздоровление наступает после вердикта целителя, но не менее чем через час.
Рекомендации по лечению некоторых типов подобных ранений даны ниже.

При отсутствии помощи целителя через некоторое время (условно – через 15 минут) легкое ранение переходит в среднее, среднее - в тяжелое.
Если тяжело раненному персонажу в течение 20 минут не оказана медицинская помощь, он считается умершим от ран.
Если персонаж, получивший тяжелое ранение/травму, продолжает какие-то активные (боевые) действия, то он мастерским произволом объявляется убитым.
Лечение ранений и травм может и должно варьироваться в зависимости от характера повреждения (проникающее ранение, перелом, раздробленная непроникающая травма, ожог и т.д.) и возможностей целителя.
Лечение тяжелых и средней тяжести ранений, как правило, требует обезболивания.
При ранениях горящими стрелами помимо лечения самого ранения необходимо отыгрывать лечение ожогов.
При ранениях отравленным оружием помимо лечения самого ранения необходимо отыгрывать лечение отравления.

Время, указанное для выздоровления, может быть сокращено или увеличено в зависимости от активности раненого и характера оказанной ему помощи; решение в этом случае принимает старший целитель локации.


IV. Отравления.
На игре моделируются разные типы ядов, требующие разного лечения.
Далеко не все персонажи даже из числа целителей сталкивались в работе со всеми описанными в правилах ядами, некоторые из целителей могут вообще не иметь опыта работы с отравляющими веществами; некоторые персонажи-нецелители, напротив, могут иметь опыт знакомства с конкретными ядами (например, если кому-то в прошлом довелось поймать стрелу именно с таким ядом и выжить).
Игрокам, чьи персонажи имели дело с ядами, следует обсудить это с мастерами.
Подробнее о ядах, противоядиях и лечении отравлений см. Правила по ядам.


V. Лечение ожогов
.
Отыгрывается наложением влажного компресса, потом – мазевой повязки. Время лечения ожога - см. "О ранах и травмах". Время лечения раны, осложненной ожогом, увеличивается на 15 минут.


VI. Рекомендации для некоторых конкретных случаев.
Остановка обильного кровотечения. Требует перевязки, в отдельных случаях желательно сочетание перевязки и воздействия силой фэа.
Размозженная непроникающая рана. Обезболивание обязательно. Восстановление требует получаса полного покоя и потом часа спокойной жизни без активных действий.
Перелом. Возможный результат рубящего удара мечом, топором, дубиной по конечности; возможно - результат удара в корпус, защищенный доспехом (перелом ребра). Необходимо наложение фиксирующей повязки, возможно – лубок. Обезболивание обязательно. Восстановление требует 15 минут полного покоя и получаса спокойной жизни.
Обработка множественных/сложных/осколочных переломов. Такая ситуация - результат нескольких ранений в конечности или любых дробящих ударов. Обезболивание обязательно. Требует внимания опытного целителя. После обработки раны необходима плотная фиксирующая повязка и/или лубок. Восстановление требует получаса полного покоя и потом часа спокойной жизни.
Проникающее ранение в грудную клетку, проникающее ранение брюшной полости, рубленая рана груди, рубленая рана живота (рубящее попадание в корпус). Для грудной клетки требуется тугая повязка, в случае ранения в живот – полусидячее положение, перевязка; раненого нельзя поить, можно смачивать губы влажной тканью. Обезболивание необходимо. Раненый после подобного ранения (если ему успели оказать помощь) восстанавливается примерно час до возможности самостоятельно передвигаться. Не сражается. Полное восстановление требует получаса полного покоя с постельным режимом и далее часа спокойной жизни.


VII. О лечении силой фэа.

Уважаемые целители-эльдар! Будьте внимательны: сила ваших фэар имеет некий предел (его определяют мастера), потому не расходуйте ее понапрасну в тех случаях, когда можно обойтись простой перевязкой.
Не забывайте об обезболивании тяжелых ран.
Если целитель применяет воздействие силой фэа, то после этого он всегда нуждается в отдыхе. Чем больших затрат потребовало лечение, тем дольше должен быть отдых. Время, необходимое каждому целителю для отдыха, зависит от конкретного воздействия, определяется мастерами индивидуально и обсуждается до игры. Все означенное время целитель отыгрывает упадок сил: старается лишний раз не шевелиться, предпочитает отлежаться, если передвигается – то медленно и аккуратно. Наиболее опытные и сильные целители при сугубой необходимости и в этом состоянии могут оказывать помощь обычными лекарственными методами, но ни за что серьезнее обычной перевязки, как правило, не берутся.
До тех пор, пока целитель не отдохнул, он не способен на воздействие силой фэа.
В случае сугубой необходимости целитель может пойти на «перерасход силы», в частности, исцелять силой фэа нескольких пациентов подряд; в этом случае время, требующееся для отдыха, удваивается.
Особо сложные ранения, а тем более возвращение с Порога, могут потребовать участия более чем одного целителя.
В особо тяжелых случаях перерасход чреват временной или окончательной утратой Дара либо смертью.

Майар обладают возможностью исцелять тяжелые ранения, обращаясь «напрямую» к фэа пациента. Исцеляемый может выжить или умереть по своему выбору. В случае согласия выжить пациент исцеляется настолько, что дальше ему может помочь обычный целитель. Однако, исцеление, совершенное «темным» майа, может сопровождаться различными негативными последствиями или осложнениями. Обычный целитель может пытаться бороться с последствиями такого лечения, но успех не гарантирован.


VIII. О "нетелесных" ранах, т.е. "лечении поражений фэа".

В эту категорию попадают случаи сумасшествия, сильного страха, шоковые ситуации и т.д. Часто поражениями подобного рода сопровождается пребывание в плену. Если вы полагаете, что с вашим персонажем происходило нечто подобное - обратитесь к мастерам.
Лечить подобное умеют очень немногие даже среди целителей-эльдар. Если вы считаете, что ваш персонаж может это уметь - обратитесь к мастерам для обсуждения деталей.


IX. О возможностях неспециалистов.
Оказать первую помощь в том или ином объеме (хотя бы перевязать рану) может практически любой персонаж. Однако последствия действий неспециалиста могут отличаться от желаемого результата, в частности, выздоровление может замедлиться.
Любой персонаж, чей род занятий связан с войной или охотой (в частности, опытные воины, следопыты, знатоки живой природы), может разбираться в ранах, знать некоторые лекарственные травы и т.п. – в рамках здравого смысла. Любые подобные знания подлежат обсуждению с мастерами.
Книжники, библиотекари, ученые и прочие персонажи, интересовавшиеся медициной "в теории", могут иметь самые различные сведения о лекарском деле, однако не всегда способны применить свои знания на практике.
Если вы хотите прописать своему персонажу подобные знания - предупредите мастеров.

Неспециалист, обученный целителем, также может приготовлять наиболее простые лекарства. Подобное умение необходимо указывать в квэнте, либо отыгрывать обучение.
Заботиться о раненых (кормить, перевязывать, выполнять указания целителя) может практически любой персонаж.


X. Возвращение с Порога и право призыва.

Очень редкий случай. Опытный и сильный целитель может попытаться удержать умирающего на этом свете или даже вернуть только что ушедшего в Чертоги Мандоса. Крайне желательно делать это не в одиночку. Результат зависит не только от целителя, но и от объекта воздействия: уходящий может не захотеть возвращаться. Вне зависимости от результата последующие шесть часов целитель не способен на воздействие силой фэа.
Также позвать с порога может нецелитель, имеющий на умирающего некое право - лорд, близкий родственник, побратим, любимая и т.п. Результат для уходящего в данном случае отличается только тем, что у него могут возникнуть дополнительные причины вернуться. Зовущему такая попытка всегда дается тяжелее, чем обученному целителю, и чревата в лучшем случае переходом в состояние, сравнимое по тяжести со средним ранением, в худшем - смертью самого зовущего (тяжесть последствий зависит от того, сколько сил персонаж вложит в призыв, и насколько далеко уйдет сам в попытке вернуть другого).
Если персонажу-нецелителю в такой попытке помогает целитель - последствия будут мягче, а риск уйти следом - меньше. Насколько конкретно - зависит от собственных сил целителя и от степени контакта между ним и зовущим.
Вне зависимости от того, целитель или нецелитель пытался призвать уходящего с порога, если его резко прервали - это чревато дополнительными проблемами (какими именно - скажет ближайший мастер или старший целитель локации).


XI. Прочее.

Ранения, нанесенные когтями или зубами темных тварей либо оружием темных майар могут иметь отсроченные последствия, какие именно - скажет майа / тварь или ближайший мастер.

О болезнях.
Поскольку эльдар заболеваниям не подвержены, а людей на игре крайне мало, персонаж-человек сам решает, заболел ли он, и чем именно. В плане ранений и травм лечение человека приравнивается к лечению эльдар. Если ваш персонаж знает, как лечить человеческие болезни - обсудите это с мастерами.

О медицине по-орочьи.
Орки в рамках игры также обладают своего рода лекарским искусством. На что оно похоже, как устроено и какие имеет последствия, вы узнаете, если столкнетесь с ним. Если вы полагаете, что ваш персонаж может что-то знать об орочьих методах и средствах лечения - обратитесь к мастерам для обсуждения конкретики.

О разных анамнезах.
Бывшие пленные и обладатели прочих темных пятен на биографии да обратятся к мастерам для обсуждения, что конкретно у них не в порядке, что уже было сделано с этим "невпорядком" и что с этим делать на момент игры. Разумеется, любая информация такого формата (в особенности "как лечить" в рамках игры не общеизвестна.

@темы: правила